Персональний сайт Думбай Тетяни Миколаївни
 А.П.Чехов "Хирургия"

Тема.          А.П.Чехов «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П. Чехова на примере рассказа «Хирургия»; углубить знания учащихся о комическом; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями; развивать интерес к чтению, логическое мышление; совершенствовать умение анализировать текст; быстро и грамотно отвечать на вопросы, делать выводы; воспитывать культуру речи, высокие моральные качества.

Оборудование:  учебник,   компьютерная  презентация,  портреты   А.П.Чехова, иллюстрации  к произведению  «Хирургия»,  схемы, карточки с тестами, фишки для оценивания.

Тип урока: урок анализа эпического произведения. 

 

Сценарий урока

                                                                     Юмор - это соломинка, никого не спасает. Но когда за неё хватаешься,

                                                                                делаешь движение, которое помогает держаться на воде.  (Феликс Кривин)

 

І. Организационный момент

    Здравствуйте ребята!  Прошу садиться красоту и грацию (садятся девочки). А теперь – силу и ловкость (садятся мальчики).

ІІ. Актуализация знаний

  • Тест на знание биографии А.П.Чехова
  1. А.П.Чехов родился в городе:

А   Таганрог;

Б   Иркутск;

В   Москва.

  1. Отец Антона Павловича был человеком:

А   добрым и ласковым;

Б   требовательным и взыскательным;

В   спокойным и снисходительным.

  1. Как отец Чехова относился к воспитанию и образованию своих детей:

А   стремился, чтобы дети получили хороше воспитание и образование;

Б   ситал, что главное – это умение торговать в лавке;

В   решил, что дети получат необходимое образование, когда станут взрослыми и самостоятельными?

  1. Кто дал будущему писателю прозвище «Антоша Чехонте»:

А   один из братьев;

Б    учитель гимназии;

В   друг?

  1. Рассказ «Хирургия» написан на основе:

А   выдуманной Чеховым истории о больнице;

Б   размышлений списателя о провинциальных лекарях;

В   реального случая, происшедшего в земской больнице.

  1. Какую профессию получил А.П.Чехов после окончания Московского университета:

А   доктор;

Б   учитель;

В   журналист?

  1.  «Человек без селезенки», «Брат моего брата» - это:

А   названия рассказов А.П.Чехова;

Б   названия журналов, которые издавал писатель;

В   псевдонимы А.П.Чехова.

  1. Определите, какие темы освещал в своих рассказах А.П.Чехов:

А   размышления обудущем страны и народа;

Б   проблемы простого человека, порицание недостатков человеческого характера;

В   культурный и образовательный уровень граждан.

Взаимопроверка тестовой работы.

  • Дополнить схему "Главные признаки рассказа":

... произведение       (прозаическое)

... по объему     (небольшое)

Описаны события за ... промежуток времени     (короткий)

... количество персонажей   (небольшое)

Изображен ... эпизод из жизни героя        (один)

 

  • Рассказ – это ...  (небольшое по объему прозаическое произведение, в котором описаны события за короткий промежуток времени. В рассказе действует небольшое количество персонажей. Изображен один эпизод из жизни героя).Закончить предложение:

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

  1. Работа над эпиграфом:
    • Как вы поняли слова Ф.Кривина?
    • Согласны ли вы с его высказыванием?
  2. Работа с иллюстративным материалом:
  • Кто изображен на фотографиях?
  • Каким образом данные изображения связаны с нашим уроком?
  1. Формулировка задач урока

ІV. Работа над темой урока

    • Какую еще информацию об А.П.Чехове вы запомнили. (Информация о Чехове А.П. от учащихся)
    • Работа со схемами

Схема 1

Комическое - смешное в жизни и искусстве

Литературные разновидности комического: юмор, ирония, сатира.

Схема 2    

Средства создания комического в рассказах Чехова А.П.: имена, фамилии героев, язык героев, поведение персонажей

    • Работа с текстом
    • Чтение по ролям
    • Работа в парах

      Найти примеры юмора, иронии, сатиры в рассказе А.Чехова (первый ряд -  примеры юмора;  второй ряд -  иронии; третий ряд – сатиры).

    • Индивидуальные задания (пока учащиеся класса работают над нахождением примеров комического, 4 учащиеся из класса выполняют индивидуальные задания).

Карточка 1
Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.

Выберите один вариант ответа.
1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?
2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.
3. Что скажешь, дружок? Где болит?

Карточка 2
Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.

Выберите один вариант ответа.
1.Его нужно выдернуть.
2. Его нужно вытащить.
3. Его нужно удалить.

Карточка 3

«Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладет и берет щипцы». Почему у Курятина возникли сомнения каким инструментом работать?

Выберите один вариант ответа.
1. Он оценивал сложность работы по удалению зуба.

2. Он не знал как удалить зуб, но делал вид знающего специалиста.

3. Он хотел, чтобы дьячку не было больно.

Карточка 4

Задание  «Узнай героя».

Кто из героев рассказов Чехова говорит эти слова? Заполнить таблицу:

Вонмигласов

Курятин

1, 3, 6

2, 4, 5

  1. «Сел намедни со старухой чай пить и – ни Боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай...»  
  2. «Хирургия – пустяки … Тут во всем привычка, твердость руки …» 
  3. «Благодетели вы наши… вас Господь просветил...»
  4. «Постойте, не дергайтесь… Сидите неподвижно…»    
  5.  «Не хватайте руками! Пустите руки!» 
  6.  «Чтоб тебя на том свете потянуло! Благодарим покорно!   
  • У А. П. Чехова все фамилии «говорящие».

Учащиеся класса выполняли индивидуальные домашние задания – определяли значение имен персонажей.

  • Определение  значений имен персонажей: 

Вонмигласов — от старо-славянского слова «вонми», то есть прислушайся / будь внимателен, и слова «глас» по другому - голос. Значит «услышь меня».

- Почему нужно услышать голос дьячка? (Именно он высказывает главную мысль рассказа: «Коли не умеешь… так не берись».)

Курятин — от слова «курица».

Что означает фамилия Курятин?

 

Вы дома поработали с фразеологическим словарем.

  • Какой фразеологизм со словом «курица» вы нашли?

- Мокрая курица.
- Что означает «мокрая курица»?
- «Жалкий человек».

Какие еще выражения со словом курица вы знаете?  (Куриные мозги, как курица лапой).
- Можно ли эти характеристики применить к Курятину. А почему? Какая профессия у Курятина? (Фельдшер).

- Обратите внимание на выписку из словаря С.И. Ожегова (известный лексикограф. Составитель Словаря русского языка). Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием.

- А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием.

  • Какие еще незнакомые слова встретились вам в тексте?

- земская больница – медицинское учреждение, созданное и

финансируемое на средства земства - органа местного самоуправления;

- тракция извлечение зуба из лунки;

- просфора – круглый небольшой хлебец, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой);

- намедни – накануне, совсем недавно.

Физкультминутка

Проверяем знание текста.   Если ответ «да» - хлопнуть в ладоши, если  «нет» - присесть.

  1. Фельдшеру Курятину было 52 года (нет).
  2. Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич (да).
  3. Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер (нет).
  4. Дьячок лечил зуб  теплым молоком (нет).
  5. Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского  (да).
  6. Курятин удалял зуб дьячку щипцами (да).
  7. Уходя, дьячок забрал просфору, которую принес фельдшеру (да).

- Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет.

- Мы сегодня должны разобраться в характерах персонажей и выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

Ø Задания и вопросы:

- Найдите в тексте описание того, как одеты герои.

- Соответствует ли одежда Курятина виду врача?

- А как выглядит Вонмигласов?
- Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние).

- Соответствует ли такое поведение поведению врача? (Нет, не соответствует).
- Какова речь Курятина? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).

- Прочтите, как объясняет дьячок причину зубной боли?

- О чем говорит такое объяснение? (Недалекий, малообразованный, набожный).

Во время аналитической беседы делаем с детьми записи на доске и в тетрадях, заполняя таблицу. 

«Характеристика фельдшера Курятина и дьячка Вонмигласова»

Курятин

Вонмигласов

Общие черты

Неряшливый

Хвастливый

Безответственный

Глупый

Невежественный

Внешне благочестивый и кроткий

Льстивый

Малообразованный

Грубый и несдержанный

Невежественный

Малообразованность

Невежественность

Чинопочитание

    • Вопросы:
  • В чем схожесть характеров Курятина и Вонмигласова?
  • С какой целью автор использует средства комического? (Чтобы показать характеры героев,  недостатки их поведения)
  • Какие именно черты характера высмеивает Чехов? (Невежество, глупость, безответственность, хвастовство.)
  • В чем состоит идея произведения «Хиругрия»? (Высмеивание недостатков человеческого характера.)
  • Помогают ли средства комического раскрыть главную мысль рассказа? Как? (Да. Мы видим, как меняется поведение героев в зависимости от ситуации, как непрофессионализм человека приводит к нежелательным последствиям.)
    • Работа с иллюстрациями 
  • Рассмотрите иллюстрации к рассказу Чехова А.П.
  • Совпадают ли ваши представления о героях рассказов с тем как их увидели художники-иллюстраторы?
  • Какие чувства вызывают изображенные персонажи?
  • Кто является автором иллюстраций? (Кукрыниксы).
  • Известно ли вам кто это такие? (информация о художниках)

V. Рефлексия.   Вопросы:

-Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать?

- Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека? (Учащиеся отвечают).
- Чему мы учились на уроке? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).

VІ. Итог урока

- В чем состоит главная мысль произведения?

- Подберите пословицу, выражающую главную мысль произведения («Семь раз отмерь – один раз отрежь»).

  • Можно ли назвать достойным поведение Курятина?
  • Выскажите свою позицию,ответив на вопрос «Как сберечь собственное достоинство?»
  • Метод «Пресс»:   Я считаю  ...   Потому что …       Например... 
  • Завершите предложение «Над собой нужно смеяться, потому что …»
  • VІ. Оценивание      Самооценивание, взаимооценивание, коррекция учителем (подсчет фишек-смайлов).
  • VІІ. Домашнее задание   Одно на выбор:
  • Подготовить устный небольшой рассказ «Комический случай из моей жизни».
  • Написать мини-рассказ (10-12 предложений) сатирического содержания.
Середа, 15.01.2025, 03:00
Приветствую Вас Гість
Главная | Регистрация | Вход
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Січень 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Наш опрос
Каким должен быть в Вашем понимании современный педагог?
Всього відповідей: 61
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всього: 1
    Гостей: 1
    Користувачів: 0

    Copyright MyCorp © 2025
    Створити безкоштовний сайт на uCoz