Тема. А.П.Чехов «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Цели: познакомить учащихся с творчеством А.П. Чехова на примере рассказа «Хирургия»; углубить знания учащихся о комическом; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями; развивать интерес к чтению, логическое мышление; совершенствовать умение анализировать текст; быстро и грамотно отвечать на вопросы, делать выводы; воспитывать культуру речи, высокие моральные качества.
Оборудование: учебник, компьютерная презентация, портреты А.П.Чехова, иллюстрации к произведению «Хирургия», схемы, карточки с тестами, фишки для оценивания.
Тип урока: урок анализа эпического произведения.
Сценарий урока
Юмор - это соломинка, никого не спасает. Но когда за неё хватаешься,
делаешь движение, которое помогает держаться на воде. (Феликс Кривин)
І. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Прошу садиться красоту и грацию (садятся девочки). А теперь – силу и ловкость (садятся мальчики).
ІІ. Актуализация знаний
- Тест на знание биографии А.П.Чехова
- А.П.Чехов родился в городе:
А Таганрог;
Б Иркутск;
В Москва.
- Отец Антона Павловича был человеком:
А добрым и ласковым;
Б требовательным и взыскательным;
В спокойным и снисходительным.
- Как отец Чехова относился к воспитанию и образованию своих детей:
А стремился, чтобы дети получили хороше воспитание и образование;
Б ситал, что главное – это умение торговать в лавке;
В решил, что дети получат необходимое образование, когда станут взрослыми и самостоятельными?
- Кто дал будущему писателю прозвище «Антоша Чехонте»:
А один из братьев;
Б учитель гимназии;
В друг?
- Рассказ «Хирургия» написан на основе:
А выдуманной Чеховым истории о больнице;
Б размышлений списателя о провинциальных лекарях;
В реального случая, происшедшего в земской больнице.
- Какую профессию получил А.П.Чехов после окончания Московского университета:
А доктор;
Б учитель;
В журналист?
- «Человек без селезенки», «Брат моего брата» - это:
А названия рассказов А.П.Чехова;
Б названия журналов, которые издавал писатель;
В псевдонимы А.П.Чехова.
- Определите, какие темы освещал в своих рассказах А.П.Чехов:
А размышления обудущем страны и народа;
Б проблемы простого человека, порицание недостатков человеческого характера;
В культурный и образовательный уровень граждан.
Взаимопроверка тестовой работы.
- Дополнить схему "Главные признаки рассказа":
... произведение (прозаическое)
- Рассказ – это ... (небольшое по объему прозаическое произведение, в котором описаны события за короткий промежуток времени. В рассказе действует небольшое количество персонажей. Изображен один эпизод из жизни героя).Закончить предложение:
ІІІ. Мотивация учебной деятельности
- Работа над эпиграфом:
- Как вы поняли слова Ф.Кривина?
- Согласны ли вы с его высказыванием?
- Работа с иллюстративным материалом:
- Кто изображен на фотографиях?
- Каким образом данные изображения связаны с нашим уроком?
- Формулировка задач урока
ІV. Работа над темой урока
-
- Какую еще информацию об А.П.Чехове вы запомнили. (Информация о Чехове А.П. от учащихся)
-
- Работа со схемами
Схема 1
Комическое - смешное в жизни и искусстве
Литературные разновидности комического: юмор, ирония, сатира.
Схема 2
Средства создания комического в рассказах Чехова А.П.: имена, фамилии героев, язык героев, поведение персонажей
-
- Работа с текстом
- Чтение по ролям
- Работа в парах
Найти примеры юмора, иронии, сатиры в рассказе А.Чехова (первый ряд - примеры юмора; второй ряд - иронии; третий ряд – сатиры).
-
- Индивидуальные задания (пока учащиеся класса работают над нахождением примеров комического, 4 учащиеся из класса выполняют индивидуальные задания).
Карточка 1 Выберите один вариант ответа. |
Карточка 2 Выберите один вариант ответа. |
||||
Карточка 3 «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладет и берет щипцы». Почему у Курятина возникли сомнения каким инструментом работать? Выберите один вариант ответа. 2. Он не знал как удалить зуб, но делал вид знающего специалиста. 3. Он хотел, чтобы дьячку не было больно. |
Карточка 4 Задание «Узнай героя». Кто из героев рассказов Чехова говорит эти слова? Заполнить таблицу:
|
- У А. П. Чехова все фамилии «говорящие».
Учащиеся класса выполняли индивидуальные домашние задания – определяли значение имен персонажей.
- Определение значений имен персонажей:
Вонмигласов — от старо-славянского слова «вонми», то есть прислушайся / будь внимателен, и слова «глас» по другому - голос. Значит «услышь меня».
- Почему нужно услышать голос дьячка? (Именно он высказывает главную мысль рассказа: «Коли не умеешь… так не берись».)
Курятин — от слова «курица».
Что означает фамилия Курятин?
Вы дома поработали с фразеологическим словарем.
- Какой фразеологизм со словом «курица» вы нашли?
- Мокрая курица.
- Что означает «мокрая курица»?
- «Жалкий человек».
Какие еще выражения со словом курица вы знаете? (Куриные мозги, как курица лапой).
- Можно ли эти характеристики применить к Курятину. А почему? Какая профессия у Курятина? (Фельдшер).
- Обратите внимание на выписку из словаря С.И. Ожегова (известный лексикограф. Составитель Словаря русского языка). Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием.
- А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием.
- Какие еще незнакомые слова встретились вам в тексте?
- земская больница – медицинское учреждение, созданное и
финансируемое на средства земства - органа местного самоуправления;
- тракция – извлечение зуба из лунки;
- просфора – круглый небольшой хлебец, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой);
- намедни – накануне, совсем недавно.
Физкультминутка
Проверяем знание текста. Если ответ «да» - хлопнуть в ладоши, если «нет» - присесть.
- Фельдшеру Курятину было 52 года (нет).
- Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич (да).
- Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер (нет).
- Дьячок лечил зуб теплым молоком (нет).
- Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского (да).
- Курятин удалял зуб дьячку щипцами (да).
- Уходя, дьячок забрал просфору, которую принес фельдшеру (да).
- Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет.
- Мы сегодня должны разобраться в характерах персонажей и выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.
Ø Задания и вопросы:
- Найдите в тексте описание того, как одеты герои.
- Соответствует ли одежда Курятина виду врача?
- А как выглядит Вонмигласов?
- Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние).
- Соответствует ли такое поведение поведению врача? (Нет, не соответствует).
- Какова речь Курятина? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).
- Прочтите, как объясняет дьячок причину зубной боли?
- О чем говорит такое объяснение? (Недалекий, малообразованный, набожный).
Во время аналитической беседы делаем с детьми записи на доске и в тетрадях, заполняя таблицу.
«Характеристика фельдшера Курятина и дьячка Вонмигласова»
Курятин |
Вонмигласов |
Общие черты |
Неряшливый Хвастливый Безответственный Глупый Невежественный |
Внешне благочестивый и кроткий Льстивый Малообразованный Грубый и несдержанный Невежественный |
Малообразованность Невежественность Чинопочитание |
-
- Вопросы:
- В чем схожесть характеров Курятина и Вонмигласова?
- С какой целью автор использует средства комического? (Чтобы показать характеры героев, недостатки их поведения)
- Какие именно черты характера высмеивает Чехов? (Невежество, глупость, безответственность, хвастовство.)
- В чем состоит идея произведения «Хиругрия»? (Высмеивание недостатков человеческого характера.)
- Помогают ли средства комического раскрыть главную мысль рассказа? Как? (Да. Мы видим, как меняется поведение героев в зависимости от ситуации, как непрофессионализм человека приводит к нежелательным последствиям.)
- Работа с иллюстрациями
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу Чехова А.П.
- Совпадают ли ваши представления о героях рассказов с тем как их увидели художники-иллюстраторы?
- Какие чувства вызывают изображенные персонажи?
- Кто является автором иллюстраций? (Кукрыниксы).
- Известно ли вам кто это такие? (информация о художниках)
V. Рефлексия. Вопросы:
-Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать?
- Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека? (Учащиеся отвечают).
- Чему мы учились на уроке? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).
VІ. Итог урока
- В чем состоит главная мысль произведения?
- Подберите пословицу, выражающую главную мысль произведения («Семь раз отмерь – один раз отрежь»).
- Можно ли назвать достойным поведение Курятина?
- Выскажите свою позицию,ответив на вопрос «Как сберечь собственное достоинство?»
- Метод «Пресс»: Я считаю ... Потому что … Например...
- Завершите предложение «Над собой нужно смеяться, потому что …»
- VІ. Оценивание Самооценивание, взаимооценивание, коррекция учителем (подсчет фишек-смайлов).
- VІІ. Домашнее задание Одно на выбор:
- Подготовить устный небольшой рассказ «Комический случай из моей жизни».
- Написать мини-рассказ (10-12 предложений) сатирического содержания.