Развитие личности учащихся путем интеграции в литературу музыкального и изобразительного искусства
Искусство – это время и пространство,
в котором живет красота человеческого
духа. Познавая ценности искусства,
человек познает человеческое в
человеке, возносит себя к прекрасному,
переживает наслаждение.
В.А.Сухомлинский
Сегодняшний день требует от современного человека быть всесторонне развитым, творчески мыслить, принимать креативне, оригинальные решения. Поэтому одним из главных заданий учебно-воспитательного процесса школы является создание надлежащих условий для определения наклонностей и максимального развития способностей учащихся.
Наиболее важным средством развития личности является обучение в действии. Урок литературы – это сотворчество учителя и учащихся, деятельность которых основывается на взаимодействии и диалоге, что обеспечивает максимальную восприимчивость и открытость к влиянию друг на друга. Поэтому сущность работы по развитию творческой личности учащегося заключается в организации жизни ребенка, где одной из важнейших функций является стимулирование позитивной мотивации каждого школьника в процес се организации разных видов деятельности.
Современная литературная компаративистика предполагает изучение литературы в системе искусств в их взаимосвязи и взаимодействии.
Большинство литературных текстов постороены таким образом, что зачастую требуют вовлечения других видов искусства для более глубокого осознания их идейно-художественного содержания.
На уроках литературы в третьем тысячелетии нужно предлагать разные пути работы с произведением, подавать интересные и сложные представления о художественной модели мира, порождаемые перекодированием литературных текстов на художественный метаязык других искусств и наоборот.
Изучение литературы в связях с разными видами искусств (в частности с музыкой и изобразительным искусством) дает возможность обучающимся наиболее полно постичь глубинное содержание произведения и сосредоточить внимание на эмоционально-творческом восприятии художественного текста.
Интеграция содержания в обучении – это процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности ребенка.
В современном образовании разработан ряд концепций личностно ориентированного обучения (И.С.Якиманская, В.В.Сериков, М.И.Алексеев и др.), в которых предусмотрено использование межпредметной интеграции.
Заданием интегральной педагогической технологи по В.Гузееву является создание оптимальних русловий для развития и самореализации учащегося путем целостных знаний об изучаемом объекте.
Интегральная технология обучения получила развитие в работах П.М.Эрдниева. Данная технология предполагает планирование результатов обучения и основанной на них дифференциации.
Большое внимание интеграции обучения с целью развития гармоничной личности уделяет Б.П.Никитин, российский педагог и ученый.
Интерес к проблеме взаимодействия предметов гуманитарного и эстетического циклов, к проблеме интегрированного обучения мотивирован тем, что комплексное изучение материала не только способствует усовершенствованию знаний и учений, повышает познавательную активность детей, но и ведет их к глубокому пониманию закономерностей развития искусства (литературы как одного из его видов, в частности) и общества, формирует интеллектуальный и моральный мир подрастающего поколения.
Анализ учебных программ и учебников доказывает, что для успешного обучения школьникам необходимо усваивать большой объем информации, потому особую актуальность приобретает предметная интеграция.
Интеграция в литературу музыкального и изобразительного искусства направлена на решение следующих задач:
- формирование культуры художественного восприятия (личностно-ценностное отношение к искусству); способности к его переживанию и пониманию, потребности в художественно-творческой реализации;
- формирование интегративных знаний путем выработки умений устанавливать межпредметные святи, системного мышления, творческого похода к проблеме и личного опыта;
- формирование мышления путем деятельностного обучения;
- развитие литературно-творческой деятельности школьников путем вовлечения в разные виды искусства;
- духовное развитие личности, ориентированное на систему общечеловеческих ценностей;
- развитие умений осознанно выстраивать свою деятельность для достижения цели и оценивать результаты этой деятельности путем активизации коммуникативных способностей.
Мир искусства представлен в современных школьных программах тремя его видами – литературой, музыкой, изобразительным искусством, которые занимают центральное место в художественной культуре. Это объясняется их ролью в духовной жизни человека, что определяется синтезом трех главных сфер психики – рациональной, эмоционально-чувственной и волевой.
Литература наиболее полно и глубоко воплощает жизнь мысли человека, музыка – жизнь его чувств и переживаний, изобразительное искусство – содержание представлений человека о мире в той форме, которую дает ей реальное чувственное восприятие действительности.
Под взаимодействием искусств на уроке подразумевается использование призведений разных видов искусства для решения учебно-воспитательных заданий. Учащиеся должны осознать, что разные виды искусства не только не отделены друг от друга, а, на оборот, тесно связаны, и знание одного из них помогает глубокому восприятию и пониманию других видов искусства.
Таким образом, литература, музыка и изобразительное искусство всесторонне охватывают духовную жизнь человека, а их разные сочетания дают возможность передать взаимосвязь процессов, которые в ней происходят.
На уроке литературы применяю такие методы и приемы, чтобы влиять на развитие личности учащегося не только художественным словом, но и образом, звуком.
Активизации литературно-творческой деятельности школьников способствуют:
◄ виды деятельности:
- творческие задания;
- проектная деятельность;
· словесное рисование по воображению;
· работа над картиной;
· нахождение взаимосвязей между прочитанным и фольклором, между прочитанным и жизненными ситуациями;
· проведення интервью;
· решение проблемных вопросов, ситуативных заданий;
- инсценизации.
◄ Активные и интерактивные методы обучения, использование кторых способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.
◄ Нестандартные уроки (урок-путешествие (5 кл. «По сказочным тропинкам»), урок-карнавал (6кл. по теме «Басня»), урок-видеоэкскурсия (9 кл., «По следам Пушкина», урок-кинопостановка (7 кл., А.Пушкин «Дубровский») и др.
◄ Семинары, дискуссии способствуют формированию личной позиции учащихся, умению обоснованно мыслить, развитию коммуникативных способностей школьников.
◄ Внеурочная деятельность дополнительно влияет на формирование устойчивой мотивации к изучению литературы как составляющей искусства:
- конкурс поэтов;
- презентация собственной творческой деятельности (одаренные дети);
- литературные праздники;
- интеллектуальные мероприятия (брейн-ринг, турнир знатоков литературы);
- участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
-
Думбай Татьяна Николаевна
вр.и.о. директора,
учитель литературы МОУ «ОШ№39»