Тест по содержанию произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»
9 класс
Задания с выбором одного правильного ответа
- Определите жанр произведения Д.И.Фонвизина «Недоросль»:
А рассказ
Б комедия
В новелла
- Прочитайте цитату: «Ночь всю такая дрянь в глаза лезла». Какой сон снился Митрофану:
А будто матушка изволила бить батюшку
Б как ужинал солониной и булочками
В словно решал очень сложную задачу
- Дополните слова Скотинина: «Нет, мне нравится не девчонка… И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота… Люблю…»
А свиней
Б пшеничные поля
В рыболовлю
- Почему, после получения письма от Стародума, госпожа Простакова любезнее относится к Софье:
А узнала, что дядюшка Софьи скоро приедет из Москвы
Б в письме Стародум благодарил Простаковых за беспокойство о племяннице
В Стародум сообщил, что заработал десять тысяч рублей и Софья их унаследует
- Кто из героев произведения дает следующие характеристики супругам Простаковым: помещик – «дурак бессчетный» , а жена его - «презлая фурия»:
А Правдин
Б Скотинин
В Милон
- В каком тоне высказывается Софья о недоросле Митрофане: «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет»:
А в скептическом
Б в ироническом
В в восхищении
- Как Скотинин планирует обеспечить счастье своей жены:
А выделит ей отдельную светлицу с лежанкой
Б повезет на отдых за границу
В будет любить и заботиться о её быте
- Какие черты наиболее проявляются в характерах Простаковой и Скотинина:
А глупость, грубость и жадность
Б высокомерие, гордость и презрительность
В добродушие, искренность и простота
- Какие черты в характере господина Простакова подчеркивает Правдин:
А подлость и трусость
Б беззлобность и спокойствие
В грубость и вспыльчивость
- Прочитайте цитату: «… От многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет». О ком высказался Правдин:
А о Милоне
Б о Кутейкине
В о Стародуме
- Дополните слова Стародума: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же…»: А «…имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»
Б «… на умы мода, на знании мода, как ни пряжки, на пуговицы»
В «…Невежда без души – зверь»
- Прочитайте воспоминание Простаковой о своем детстве: «Нас, детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли. Иных из бани мертвых вытащили. Трое, похлебав молочка из медного котлика, скончались. Двое о святой неделе с колокольни свалились; а достальные сами не стояли, батюшка». Как данная цитата характеризует ее родителей:
А гордые и самолюбивые
Б скромные и добродушные
В безразличные и черствые
- По мнению Стародума, «должность» – это:
А «…умы, развращенные в своих понятиях, сердца, развращенные в своих чувствиях»
Б «… благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума»
В «…священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и от кого зависим»
- Что задумала госпожа Простакова, чтобы не допустить свадьбы Софьи и Милона:
А решила её выкрасть и тайно обвенчать с Митрофаном
Б увезла в заброшенную лесную хижину
В заперла в подвале
- Укажите отличительные черты характера Митрофана:
А застенчивость и учтивость
Б образованность и высокомерие
В лень и глупость
- Назовите причину, по которой правительство назначило Правдина опекуном над домом и деревнями Простаковых:
А за то, что «вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу»
Б «за бесчеловечие жены … [Простаковой], до которого попустило ее крайнее слабомыслие…» мужа [Простакова]
В за то, что «нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному!»
- Какую работу выполнял Вральман до того, как стал учителем Митрофана:
А преподавателя университета
Б кучера
В повара
- За что Стародум, Правдин и Милон наградили деньгами Цыфиркина:
А за честность
Б за вежливость
В за то, что многому научил Митрофана
- Как Правдин определил дальнейшую судьбу Митрофана:
А сослал в монастырь
Б отправил на военную службу
В заставил работать наравне с крестьянами
- Кого при правительстве Петра І называли «недорослями»:
А юношей и девушек, которым не исполнилось 18 лет
Б мужчин, не прошедших военную службу
В молодых дворян, еще не получивших свидетельства об образовании
- Указом 1714 года Петр повелел всем дворянам служить в военной или гражданской службе. Но на службу не принимались те дворяне, кто …
А не получил образования
Б чьи родители разорились
В был ростом ниже 170 см.
Задания с выбором нескольких правильных ответов
- Определите, какие эпитеты отражают значение названия произведения «Недоросль»:
А несовершеннолетний
Б несостоявшийся
В молодой человек
Г необразованный
Д прагматичный
Е неразвитый
- Какие из высказываний отражают главную мысль произведения:
А «Прямое достоинство о человеке есть душа…»
Б «Невежда без души – зверь».
В «У меня правило: в первом движении ничего не начинать».
Г «… В большом свете водятся премелкие души и … с великим просвещением можно быть великому скареду».
Д «Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина».
Е «…Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может».
Ж «…Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».
Задание на установление соответствия
- Установите соответствие между цитатой и персонажем произведения:
А «А смею ли спросить, государь мой, – имени и отчества не знаю, – в деревеньках ваших водятся ли свинки?» |
1 Митрофан |
Б «А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал… Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть». |
2 Софья |
В «Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» |
3 Милон |
Г «Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости, и я по всем ее обинякам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну». |
4 Стародум |
Д «Тут увидел я, что между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду». |
5 Простакова |
Е «… Я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце. В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник». |
6 Скотинин |
Задание открытой формы с коротким ответом
- Вид драмы, воссоздающий такие жизненные ситуации и характеры, которые вызывают смех – это …
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческое задание
- Дайте развернутый ответ на одно из высказываний Стародума:
А «Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь».
Б «Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство».
В «Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку – душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».
Г «…Без знатных дел знатное состояние ничто».
КЛЮЧ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Б |
А |
А |
В |
А |
Б |
А |
А |
Б |
В |
А |
В |
В |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
А |
В |
Б |
Б |
А |
Б |
В |
А |
Б,Г,Е |
А,Б,Г,Е |
А6, Б1, В5, Г2, Д4, Е3 |
комедия |